Сбиваем лапками масло

Нина Киркина

Журнал «Журналистика и медиарынок» №5 — 2004

Ах, как хотелось рассказать о нашем успешном тандеме — союзе традиционной районки и коммерческой газеты. Как все замечательно началось полтора года назад, когда возникла идея выпускать две газеты коллективом одной редакции. Но недавно все рухнуло и опять в нашей редакции аврал — дружно перетаскиваем мебель и переключаем номера телефонов. Развод и девичья фамилия. Но есть опыт. И планы на будущее тоже.

О печальном по порядку
В розницу в нашем городке в основном распространяется еженедельник наших конкурентов «Зеленый Дол», организованный на местном телевидении. (Парадокс — мне самой пришлось участвовать в создании этой газеты и немало наших идей легло в ее основу — выпестовала десять лет назад конкурента на свою голову!) Эта газета начиналась как издание развлекательного плана, но постепенно начала браться и за общественно-политические темы. За счет «раскрутки» по ТВ оттяпала у нашей «Зеленодольской правды» полтиража. Так и сложился в городе и районе паритет: у районки больше подписной тираж и немного розницы, у «Зеленого Дола» — наоборот. По 12 тысяч с перевесом то в одну, то в другую сторону. Конечно, за районку обидно. Кадры здесь квалифицированнее: почти все с высшим журналистским образованием. Казанский университет в 40 км, и мы ежегодно из молодежной студии направляем туда по 3-4 человека. Считаю, темы поднимаются у нас профессиональнее, острее и оперативнее. Но, к сожалению, у жителей существует стереотип: старая районка под властью и пишет только на ее потребу. Не всех читателей интересуют наши дипломы и награды, более содержательные материалы и т.п. Да к тому же десять лет назад наша районка не учла тенденции поворота к рознице, понадеялась только на стабильную подписку. И пришлось учиться работать в условиях конкуренции, причем не всегда корректной со стороны «Зеленого Дола».

Но случилось так, что в 2002 году местное телевидение почти развалилось, на ТВ пришел новый руководитель с богатым коммерческим прошлым. Он начал «закручивать гайки» и газетная команда ушла на другие, вольные хлеба. Тогда коммерсант и вспомнил подброшенную ему при знакомстве идею выпуска одной редакцией двух разных по содержанию газет и пришел в «Зеленодольскую правду»: «Ребята, выручайте, меня бросили»! Мы не стали душить конкурента — три номера «Зеленого Дола» вышли в срок.

Сотрудничество понравилось, и дальше начали развивать совместную деятельность. Создали информационно-рекламное агентство по приему объявлений сразу в две газеты и на ТВ, корреспонденты тоже работали на две газеты, меняя тональность публикаций. В штат «Зеленого дола» приняли сотрудников только на верстку и вычитку, выпускающего редактора и корреспондента для новостной колонки. Занялись организацией альтернативной подписки сразу на обе газеты. Поскольку учредители коммерческой газеты изменились, газету пришлось перерегистрировать. Новыми учредителями стали коммерсант с ТВ и, по поручению коллектива «Зеленодольской правды» — я. Работала главным редактором обеих газет (во второй — по совместительству).

Удивительно быстро притерлись обе команды, забыты были позиционные войны между работающими в одной узкой газетной нише. Хотя конкуренция осталась, но в плане профессиональном: кто интереснее подаст новость, раскопает необычную тему. Мне, как главному редактору, приходилось распределять материалы по направленности газет, учитывая читательскую аудиторию обеих.

Оказалось, это здорово, когда бывшие конкуренты становятся друзьями, коллегами и живут одним дружным коллективом — даже какое-то корпоративное единство появилось. Сколько было планов совместной деятельности — продумывали акции на две газеты, думали о совместной рекламной практике, о профессиональной учебе, об изучении потребностей читателей и приобщении закоренелых телезрителей к чтению газет. Но самое главное — у нашей районки появилась перспектива на будущее: выпуск одним коллективом двух разноплановых газет даже в маленьком городе выгоден, можно обойтись без дотаций.

Но! В один непрекрасный момент коммерсант предъявил претензии к партнеру по бизнесу, то бишь ко мне: вы, уважаемая Нина Николаевна, плохой партнер. Мы с вами больше года работаем, а тираж нашей с вами частной газеты не растет. Я предполагал, когда предложил вам сотрудничество, что вы должны больше работать над своей, нашей с вами газетой, и ее тираж должен увеличиться тысяч до 16 -17.

Потом коммерсанту не понравился острый материал про главу администрации и он издал приказ: впредь все материалы о руководителях города согласовывать лично с ним. Потом ему потребовалось разместить на первой полосе панегирик директору предприятия, которому собирался нанести визит. А потом приказал выпускающему редактору носить полосы ему на просмотр… «Я — генеральный директор и имею право делать в своей газете все, что захочу».

…Ну вот и все. Ребята упаковали компьютеры и переехали в здание телекомпании. Прощались чуть ли не со слезами. Коммерсант под страхом увольнения запретил им все контакты с «Зеленодолкой»…
Очень жаль, что наш проект завершился так, потому что перспектива в таком объединении есть. Хотелось бы посоветовать районкам, где идет аналогичная конкуренция, объединяться. Это и интересно, и открывает перед традиционной районкой возможность не только выжить, но и стать участником газетного бизнеса в отдельно взятом населенном пункте. И даже преуспеть. Нам просто не повезло с директором, который не знает и не хочет знать газетной специфики.

Не в первый раз мы так, на марше перестраиваемся. Жизнь быстро меняется, так же обновляются содержание и дизайн наших маленьких газет. Не у всех, конечно. Многие еще сидят у кабинетов глав администраций и ждут финансовых вливаний. Не скрою, мы тоже пока получаем помощь от государства. В прошлом году, например, на нашу пятиразовую газету с тиражом по вторникам (8 полос) около 5 тысяч и более 12 тысяч (12 полос) по четвергам было выделено 1350 тысяч рублей из местного бюджета и 90 тысяч мы получили от Минпечати России. Но сами заработали подпиской, рекламой, продажей газеты в розницу более 4 млн рублей и в конце года от 200 тысяч дотации отказались. Журналисты в среднем получают 5-7 тысяч, технические работники 3-4 тысячи. Для нашего города, где средняя зарплата около 3 тысяч, — это неплохо.

Но мы всегда помним, что подпитывающий районку денежный источник может пересохнуть, да нам уже и самим понравилось зарабатывать. Чем мы только ни занимались — открыли в редакции киоск и торговали семенами и микроудобрениями. В городе много садоводов, и при редакции само собой возник их клуб. На страницах газеты садоводы обменивались секретами получения высоких урожаев. Мы приглашали лучших агрономов для ответа на вопросы и обмена опытом. А потом в городе открылся специализированный магазин…

Мы переключились на бумагу для ксероксов и факсов, кассовые ленты и картриджи — в газете рассказывали о преимуществах разных сортов и моделей. А потом в городе появились несколько специализированных фирм.

Мы объявили акцию «Возродим наш старый парк!», совместными усилиями действительно его возродили и несколько лет проводили в парке замечательные праздники газеты. Только в этот день на газету подписывалось по 500-600 человек.

Мы стали реализовывать ее в розницу через хлебные и молочные магазины, с помощью частных распространителей. В розницу сейчас расходится по 3-4 тысячи экземпляров.

Думаю, вновь воевать с недавними коллегами не будем, во всяком случае мы. У нас много других планов. Начали, например, выходить по четвергам в экспериментальном формате — на 16 полосах: один восьмиполосный блок содержит только журналистские материалы, другой — рекламно-развлекательный. Хотим таким образом изучить предпочтения читателей — неужели идет только «развлекуха»? Хочется, чтобы газету читали, чтобы именно журналистская работа была востребована.

Полгода назад 10 (теперь уже 12) газет нашей республики объединились в ассоциацию районных и городских газет под эгидой Союза журналистов. Вошла туда и наша «Зеленодолка». Общий тираж у нас — около 80 тысяч, считаем его достаточно привлекательным для рекламодателей. Сейчас готовим рекламный вкладыш во все эти газеты. Дело идет пока туговато, мешает текучка, но уверена — сдвинем. Думаю, и остальные газеты подключатся — а это уже около 240 тысяч. Предварительные подсчеты и опыт тех, кто уже так работает, подсказывает, что должно и у нас получиться.

В планах ассоциации — и семинары по направлениям. Уже провели первый — с теми, кто в редакциях занимается рекламой. У нас был печальный опыт общения с комитетом по антимонопольной политике, когда монополисты-связисты пожаловались на нас за якобы некорректную рекламу альтернативной подписки. Мы отбились, но все-таки посчитали нужным пригласить на семинар специалиста из этого комитета.

Альтернативную подписку обязательно продолжим, ведь аппетиты у связистов растут. Наверное, проведем ее как у соседей в Марий Эл. Там редакции сами проводят подписку на предприятиях и туда же сами доставляют газеты из типографии, а работник предприятия за небольшую плату выдает их по списку. И еще попробуем организовать подписку в газетных киосках, и еще, еще…

Недавно участвовала в интересном семинаре И. Дзялошинского. В свойственной ему манере он подтрунивал над нами, районщиками. Он хорошо разбирается в наших проблемах и знает, что в наших рядах, как и в обществе, произошло расслоение. Кто-то по-прежнему живет на подачки от государства, а кто-то, как та лягушка в молоке, бьется лапками и сбивает масло. До масла нашей «Зеленодолке» еще далеко, но уверена, мы тоже не утонем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх